Главная » Зажигание » Особенности организации индустриального туризма в россии. Перспективы развития промышленного туризма в россии Перспективы развития промышленного туризма в России

Особенности организации индустриального туризма в россии. Перспективы развития промышленного туризма в россии Перспективы развития промышленного туризма в России

Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В.
Российское предпринимательство. - 2011. - №10, вып.1 (193). - С.146-150.

Перспективы развития промышленного туризма в России

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы развития промышленного туризма в России в период формирования постиндустриальной экономики на примере предприятий с законсервированным оборудованием сахарной отрасли.

Ключевые слова: экономика туризма, промышленный туризм, сахарные заводы, постиндустриализм.

Основоположниками промышленного туризма принято считать американские компании. Впервые завод Jack Daniel"s открыл двери своим посетителям в 1866 году. С тех пор в США осталось мало компаний, которые не пускают к себе экскурсантов, так как это считается дурным тоном и может навредить репутации фирмы . До середины XX-го века рынок туризма был слишком узок, поэтому и рынок промышленного туризма, даже в США, это был скорее рынком услуг досуга для местного населения, чем рынком междугороднего, и уж тем более международного туризма. Реальный рынок промышленного туризма начинает только формировать с середины XX-го века вместе с революционным рывком в развитии рынка туристических услуг, но реальные приросты данного сегмента в развитых странах мира начинают выявляться только к началу 90-х гг. XX века. До 90% европейских турагентов работающих ныне на рынке промышленного туризма, согласно выводам из исследования А. Отгаара, вышли на данный сегмент туристического бизнеса на рубеже 80-90-х гг. XX века . Сегодня безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen’s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие.

Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии» . «Только во Франции к 2007 году на своих производственных площадках приняли туристов 1700 компаний. В числе лидеров - приливная электростанция Ранс (300 тысяч экскурсантов ежегодно) в устье одноименной реки (залив Сен-Мало, Франция). Британскую шоколадную фабрику «Кэдберри» посещают 400 тысяч человек в год» . С более подробным описанием истории и современного состояния рынка данного вида услуг в развитых странах мира можно ознакомиться, в первую очередь, в работах видных зарубежных специалистов по этому вопросу, таких как доктор экономики из Роттердамского Университета Александр Отгаар и доктора экономики Мельбрунского Университета Элспет Фрю.

Промышленный туризм в России

В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка - для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед. Для современных туристов такой вид отдыха является очень интересным, появляется возможность познать с другой стороны даже родной город . Современные туристические агентства, такие, как, например Промтур, уже сегодня предлагают туры на фабрику детских игрушек Елочка в Клину, Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», открывают свои двери сами сегодня МПБК «Очаково», ПК «Балтика», но объемы «открытых дверей промышленных компаний для туристов» все равно остаются несопоставимыми с западными. В России промышленный туризм представлен лишь несколькими десятками предприятий, при том что спрос на такие туры очень велик .

Среди закрытых объектов, ситуация еще более критическая. По словам д. и. н. Юркина И.Н. в России единственным объектом, используемым для изучения памятников индустриальной культуры с масштабной музеефикацией, можно назвать разве что только демидовский Нижнетагильский завод. Данный промышленный объект был поэтапно закрыт в 60-80-х гг. XX в., но при этом были полностью сохранены постройки и оборудование предприятия с целью последующего создания на их базе «завода-музея». . Прочие отечественные закрытые промышленные объекты как проекты индустриального наследия с музейной формацией - по форматам сохранения рабочих объектов находятся рангом ниже и носят скорее научно-исследовательский, чем потенциально-прикладной характер для сферы экономики промышленного туризма в России.

Исследований у отечественных экономистов по вопросу развития данного вида сегмента туристического бизнеса в отечественной периодике мы почти не встречаем. Из найденных нами работ в русскоязычных изданиях, стоит выделить разве что одну работу Шольца-Куликова Е.П. о развитии рынка промышленного туризма на винодельческих заводах полуострова Крым .

Увы, в эпоху всемирной борьбы с терроризмом руководители всех звеньев управления российской промышленностью с удовольствием будут закрывать перед глазами любопытных вид на то производство, которое и приносит основной прибавочный продукт обществу, и перебороть этот тренд сегодня кажется почти нереальным. Открытыми дверями для любопытствующих туристов так и останутся церкви, музеи, парки и аллеи, хотя загадывать по поводу, куда будет направлена новая атака от фанатиков запретов и лоббистов производительных структур систем безопасности наверно не стоит.

Проблемы открытия объектов промышленного туризма

По нашему предложению, такими объектами должны становиться именно закрывающиеся промышленные объекты, желательно с неполностью демонтированным оборудованием и неполностью уволенным промышленным персоналом, в т.ч. и в провинции, в селах, поселках и городах, где эти предприятия являлись градообразующими. Для открытия такого объекта понадобятся, конечно, значительные капитальные вложения, включающие организацию качественных мест для проживания, питания, досуга, организации работы гидов как с психологией турагента, так и с психологией промышленного работника, разбирающегося во всех тонкостях производственных процессов, происходивших на данном предприятии, и способного ответить на любой вопрос туристов.

Потребуются и значительные дополнительные капитальные вложения в реконструкцию под туристический объект внутренней инфраструктуры предприятия, а в ряде случаев даже и внешней по отношению к предприятию. Кроме этого, под реализацию подобного проекта в наших условиях понадобиться еще и огромное число согласований, в том числе помощь муниципалитетов и федеральных властей в облегчении юридической части. В ряде случаев и совместное безвозмездное финансирование по капремонту объектов инфраструктуры региона для эффективной организации проекта будет просто необходима.

Мы производили прикладные расчеты по оценке эффективности внедрения данного проекта по предприятиям сахарной отрасли России. Стоит отметить, что современное эффективное развитие предприятий в данной отрасли предполагает их функционирование, только при наличии регулярного прироста производственных мощностей. При невозможности подобного рода процессов, предприятия данной отрасли здесь попадают в группу аутсайдеров, с последующей консервацией или ликвидацией производства.

Подобный тренд ярко выражен в европейской сахарной индустрии на протяжении последних 150 лет, Российские тренды на протяжении последние 7-20 лет также движутся в аналогичном направлении, но, в отличие от Польши или Украины, где число действующих заводов сократилось в 3-4 раза с 76 до 18 и с 190 до 75 соответственно, в России тренд менее значителен, здесь сокращение заводов произошло с 91 до 75, причем половина из закрытых заводов произвела демонтаж оборудования, а половина только консервацию. Как единогласно утверждают главные эксперты сахарной индустрии, в ближайшие 3-4 года количество действующих заводов в России должно сократиться до 60-ти, причем закрываться будут именно те заводы, которые в большинстве своем начинают историю своей производственной деятельности еще в XIX веке.

Социально-психологические аспекты

По нашим расчетам, на данных заводах находящих в большинстве своем в Черноземном районе (Воронежская, Курская, Белгородская, Тульская области) при проведении капитальных вложений по каждому из них, в диапазоне 60-90 млн. рублей, при удачной конъюнктуре рынка окупаемости проектов можно достичь за 8,5 лет после начала их функционирования. При этом в данном объеме затрат объем инвестирования муниципальными органами должен составлять до 30%, в первую очередь, для того, чтобы данному проекту было легче пройти все бюрократические проволочки на местном уровне, как на стадии введения в эксплуатацию, так и на стадии непосредственно функционирования проекта.

Кроме экономической и социально-исторической составляющих в данных проектах, стоит отметить и социально-психологические аспекты. Данные проекты при успешной их реализации позволят не только получить очередной приток инвестиций в Российскую Федерацию благодаря рекламе от посетивших страну туристов, но и обеспечат смягчение всех психологических тягот персонала закрываемых промышленных объектов, которые происходят от процесса трансформации общественных отношений в современный период.

Часть отобранных работников от этих предприятий, способных к профессиональной переквалификации, видя, что именно они спасают от полной ликвидации те предприятия, что строили их отцы и деды, думается, будут с удвоенной силой поднимать этот новой проект, как когда-то их прадеды, деды и отцы поднимали предыдущий проект, уходя с сельских полей для того, чтобы встать за станки именно этих предприятий, которые сегодня близки к своему закрытию.

Литература

1. Запарий В.В. Индустриальное наследие России и Урала // Экономическая история. - №32010 (10). - С.7.
2. Шольц-Куликов Е.П. Маршруты винного туризма в Крыму // Виноделие и виноградство. - 2010. - №6. - С.48-49.
3. Юркин И.Н. Забытые, но не утраченные памятники истории ранней Российской мануфактуры: что нам делать с этой частью индустриального наследия? // Индустриальное наследие: материалы Международной научной конференции, Саранск, 23-25.06.2005. - Саранск: изд-во Мордов ского ун-та, 2005. - С.81.
4. Frew, Ea. Industrial Tourism: a conceptual and empirical analysis. Phd thesis, victoria university, 2000.
5. Otgaar A. Industrial Tourism. - Rotterdam, Erasmus univ, 2010. - p.5
6. Россия готова развивать промышленный туризм - URL: http://eka-rus.ru/news/id/23 .
7. http://promtur.ru/index.php?r=page/show&id=1
8. Промышленный туризм в России набирает обороты - URL: http://www.tursvodka.ru/information/news/promyshlennyj_turizm_v_rossii_nabiraet_oboroty .

Semyon A. Sklyarenko, Tatiana M. Panchenko, Igor A. Selivanov, Maxim V. Golovenko. Prospects for Development of Industrial Tourism in Russia

Abstract. The article considers the prospects for the development of industrial tourism in Russia during the formation of the post-industrial economy by the example of companies with the equipment removed from operation in the Russian sugar industry.

Keywords: economics of tourism, industrial tourism, sugar factories post-industrialism.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности, виды и история развития индустриального туризма. Характеристика Курской области, анализ ее туристического потенциала. Описание действующих предприятий и заброшенных индустриальных объектов. Разработка тура "Курск атомный и металлургический".

    дипломная работа , добавлен 26.01.2013

    История возникновения и сущность экстремального туризма, общая характеристика его воздушных, наземных, водных, горных и экзотических видов, а также правила техники безопасности. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом, особенности их развития.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2010

    Туризм как одна из форм миграции населения, его классификация и разновидности, история мирового развития и экономическое значение. Становление международного туризма в России, современное состояние, перспективы развития. Состав гостиничного фонда страны.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2009

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    История становления и тенденции развития делового туризма, его основные формы, визовая поддержка и особенности организации. Рынок делового туризма за рубежом и в России, перспективы его развития в Пермском крае. Бизнес-план создания бизнес-центра.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Сущность и отличительные особенности самодеятельного туризма, его общая характеристика и свойства, история, этапы становления и развития в мире и в России. Особые разновидности данной формы туризма, главные факторы его выбора: мотивационные и внешние.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2014

    Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2008

Сегодня человечество живет в удивительное время, когда достижения технической революции превратили габаритные железные агрегаты прошлого столетия в нечто ненужное и непрактичное. Автомобили, изготовленные в советскую эпоху, становятся настоящим раритетом, также канули в Лету «коммунистические» заводы и фабрики, рабочие поселки, опустели пристани и так далее. В таких местах, как правило, господствует тишина и умиротворение, поэтому-то они так привлекательны для эстетов. Дело в том, что в настоящее время человек пытается по максимуму разнообразить свой досуг и испытать острые ощущения, планируя свой отдых не только на лоне природы, но и в экзотических местах: заброшенных предприятиях, шахтах, населенных пунктах, жилых домах и прочее. Именно поэтому в нашей стране развитие индустриального туризма нуждается в детальной проработке. Но для нашей страны это относительно новая сфера деятельности и далеко не каждый осознает в полной мере ее смысл.

Индустриальный туризм - это пребывание на территории бесхозных предприятий, зданий специального или производственного назначения и других, оставленных без надзора человека сооружениях с тем, чтобы удовлетворить исследовательский интерес или получить эстетическое удовольствие. Другими словами, люди, отправляющиеся на вышеуказанные объекты, хотят получить положительные эмоции от простого созерцания раритетных построек.

Безусловно, индустриальный туризм - это одно из перспективных направлений для представителей отечественного бизнеса, но вот как грамотно организовать дело и с какими трудностями придется столкнуться при этом - это большой вопрос. Рассмотрим его подробнее.

Историческая справка

Конечно же, развитие индустриального туризма - это одна из немаловажных задач для государства. Эта сфера предпринимательской деятельности могла бы пополнить государственную казну. И справедливости ради следует отметить, что в некоторых регионах нашей страны развитие индустриального туризма идет полным ходом. Мода изучать заброшенные места и находить в них интересные предметы пришла к нам с Запада.

В Европе и США развитие индустриального туризма - уже давно не «пустой звук». Проводить свой досуг столь необычным способом иностранцы массово начали в начале 80-х годов прошлого столетия. В Советском Союзе, благодаря «железному занавесу», лишь немногие знали о том, что можно лазать по крышам и посещать заброшенные церкви в развлекательных целях. Однако повышенный интерес к досугу в бесхозных промышленных зонах у советских граждан появился еще после выхода знаменитого романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972 г.). Ну а еще сильнее подогрел его фильм «Сталкер», экранизированный по мотивам произведения Стругацких. Его срежиссировал всем известный Андрей Тарковский в 1979 году. Однако жесткая изоляция СССР от внешнего мира «давала свои плоды», поэтому консолидированная группа любителей нестандартного вида отдыха, на тот момент не сформировалась.

Но время шло, сменилась власть и нравы, а индустриальный туризм в России начал приобретать популярность после того, как в 2007 году появилась компьютерная игра под названием «S.T.A.L.K.E.R.». Именно сталкерами стали нарекать тех, кто гуляет по заброшенным предприятиям и изучает тоннели метрополитена.

Свою лепту в повышении интереса к такому нестандартному времяпрепровождению сыграла и Всемирная паутина. Появились целые сообщества людей, которым нравится экстремальные В отличие от США и европейских стран, индустриальный туризм в России имеет специфику. Его приверженцы никому не рассказывают о своих увлечениях и уж тем более о месторасположении объектов, которые они любят посещать.

Классификация

Существует несколько вариаций индустриального туризма. Перечислим основные из них. Речь идет, в частности, о диггерстве, урбанизме, руффинге, постпаломничестве.

Диггерство

Такой вариант проведения досуга подразумевает исследование заброшенных объектов, находящихся под землей, а именно: канализационные пути, метро («станции-призраки»), тоннели.

Исключение составляют каменоломни и штольни. Как правило, диггерами становятся физически крепкие люди, поскольку такой вид отдыха требует определенной ловкости и сноровки. К тому же не обойтись без специального снаряжения.

Руффинг

Этим видом индустриального туриста увлекаются те, кому нравится любоваться живописными видами с городских крыш. Очень многие готовы пожертвовать всем, ради того, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Особенно популярен экстремальный в городе на Неве, где местная архитектура оптимальна для занятий руффингом.

Пассивный туризм

Существует также вариант индустриального туризма, относящийся к категории «лайт».

Его сторонники также объединяются в группы и отправляются изучать старинные заброшенные домовладения или же военные базы закрытого типа.

Урбанизм

Не содержит «жесткого» экстрима и это направление отдыха. Оно предполагает совершение городских прогулок, но только в тех населенных пунктах, которые характеризуются высокой степенью урбанизации, технологического развития или же, напротив, разрухи и упадничества.

Постпаломничество

Данный вид времяпрепровождения предусматривает исследование и прочих объектов религиозного наследия. Его приверженцам нередко удается находить ценность которых очень и очень высока.

Пассивный вариант индустриального туризма коммерческой направленности

Безусловно, развитие индустриального туризма в России оставляет желать лучшего. И во многом это объясняется отсутствием объективных предпосылок к этому. Большая часть людей попросту морально не готовы к экстремальному варианту досуга и к не всегда законному проникновению на территорию, где расположены пустующие объекты.

К тому же далеко не все являются эстетами, когда речь заходит об оценке того или иного индустриального пейзажа: у многих к ним абсолютно равнодушное отношение. Поэтому вопрос о том, как развивается индустриальный туризм, будет еще ни один год стоять на повестке дня. А вот компании специально организовывают туры для тех, кто проявляет интерес к «неработающим» объектам промышленности, которые нуждаются в модернизации. И инвесторы для них действительно находятся. Это еще одна вариация индустриального туризма.

Можно ли заработать в этом сегменте

Естественно, отслеживая то, как развивается индустриальный туризм в России, сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что это высокорентабельное Безусловно, оно таит в себе предпринимательские риски. Но как известно: «Кто не рискует, тот…» И все-таки, прежде чем заняться этой сферой деятельности, следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Во-первых, следует написать примерный бизнес-план. Во-вторых, необходимо определиться с конкретным видом индустриального туризма. В-третьих, ответьте на вопрос: «У вас будет профильное направление или вы намерены в будущем расширить бизнес?»

В-четвертых, проанализируйте, какие объекты индустриального туризма находятся в вашем населенном пункте или его окрестностях. В-пятых, вы должны разрекламировать свои услуги: для этого не лишним будет создать интернет-ресурс, на страницах которого вы в деталях опишите город-призрак или опустевшую старинную усадьбу, находящуюся неподалеку от того места, где вы живете. Также следует вступить в интернет-сообщество тех людей, которые предпочитают нестандартный отдых. И это только начальные шаги на пути к успешному бизнесу.

Реализация идеи в российских регионах

Необходимо отметить, что в настоящее время в некоторых крупных городах на периферии происходит постепенное развитие индустриального туризма. В России, как уже подчеркивалось, это новое направление предпринимательской деятельности. Объекты, находящиеся в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре уже не первый год привлекают приверженцев нестандартного времяпрепровождения.

Рассмотрим, как происходит развитие индустриального туризма на примере. Речь пойдет о Свердловском регионе. Здесь расположен один из крупных индустриальных объектов - «Старый Невьянский завод». Для туристов он был открыт еще пять лет назад. Только за последний год предприятие посмотрело свыше ста тысяч человек. Здание нуждается в ремонте, и в будущем здесь будет функционировать музей «Тайны металла» и Астрологический центр. Неподалеку от будет оборудована конгрессная и выставочная площадка Невьянского историко-архитектурного музея под названием «Господские хоромы». Также будет обустроена инфраструктура для туристов: появятся места для проживания, питания и проведения досуга. И этот только один из многочисленных проектов регионального министерства культуры.

Перспективы бизнеса

Конечно же, в нашей стране и урбанизм, и руффинг, и диггерство, и постпаломничество - это «свободная» ниша с точки зрения построения бизнеса. Но, каковы перспективы развития индустриального туризма в России? Чтобы они отчетливо были видны, необходимо проделать определенную аналитическую работу. Например, можно глухие, заброшенные деревеньки (они есть практически в каждом регионе) трансформировать в естественные музеи. Инвестиций на это много не потребуется, а прибыль можно получать круглогодично. Достаточно выгоден сегодня и промышленный туризм, в рамках которого человек может воочию наблюдать за производственным процессом. В частности, в Северной столице уже популярны экскурсии на пивоваренный завод «Балтика». Причем россиянам будет интересны предприятия различной направленности, будь-то кондитерские фабрики, винные заводы, пасеки, и прочее. Перспективы, действительно, «аховые», тем более, что Россия - это кладезь природно-рекреационных ресурсов.

Проблемы

Конечно же, не следует забывать о том, что существуют определенные проблемы индустриального туризма. Во-первых, не выстроена должным образом сама система организации экскурсий на заброшенные заводы, и туристические компании здесь не играют ключевой роли. Нередко очень трудно определить, кто является собственник того или иного заброшенного объекта и с кем конкретно заключать договор. И здесь была бы очень полезна помощь органов местного самоуправления, которые, к сожалению, пассивны в этом вопросе.

Во-вторых, проблемы развития индустриального туризма заключаются в том, что это направление деятельности никак не регламентировано на законодательном уровне. В частности, не определен круг субъектов и порядок предоставления услуг по урбанизму, постполомничеству и так далее. В-третьих, увлечение некоторыми видами индустриального туризма может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем и ли даже летальный исход. Перед тем как отправиться на тот или иной объект, необходимо проанализировать его с точки зрения безопасности: для этого может понадобиться специальное оборудование, а зачастую рядовые туристы его не имеют. С учетом вышеизложенного для развития индустриального туризма нам необходимо изучать и перенимать опыт у западноевропейских стран.

Индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

Сегодня уже пляжными отдыхом, стандартными экскурсиями и отельными развлечениями мало кого удивишь - туристам подавай что пооригинальнее. В связи с этим индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

История промышленного туризма берёт своё начало в начале 1980-х, когда европейцы начали интересоваться заброшенными в середине века заводами и фабриками как памятниками мировой индустриализации.

Мода на заброшенные объекты нашла своё продолжение и в наши дни. Ярким примером выступают промышленно-экстремальные туры по Украине , в частности, на ЧАЭС. Каждый желающий в рамках тура стоимостью порядка 130 долларов может посетить само здание электростанции, а также прогуляться по застывшим в вечности районам Припяти и Чернобыля.

С течением времени интересы туристов постепенно распространились и на действующие предприятия. И это не случайность: этому есть вполне логическое объяснение с точки зрения экономики. Конкуренция в сфере производства товаров обрела такие масштабы, что границы между продукцией разных производителей стали едва заметны. Теперь компании стараются «взять» потенциального покупателя не уникальностью продукта, гостеприимством, широко распахивая двери своих производств для каждого желающего.

Зарубежные компании давно обуздали индустрию впечатлений. Например, на этом сыграл в своё время концерн Volkswagen, который планировал выпуск своего Phaeton стоимостью более 100 тыс. долларов. Шансов пробиться в элитный сегмент у модели практически не было. Тогда кампания пошла на решительный шаг, специально построив сборочный завод в Дрездене для наглядности производства нового Phaeton. Посетителям даже не нужно было заходить внутрь, чтобы лицезреть все тонкости сборочных работ. Дело в том, что завод был полностью прозрачным, за что получил название «стеклянная мануфактура». Каждый желающий мог не только зайти внутрь и стать свидетелем сборки новинки, но и собрать себе автомобиль индивидуальной комплектации, наблюдая за процессом сборки по огромному монитору в режиме реального времени. Здесь же детище передавали счастливому «родителю».

Не только зарубежные, но и некоторые российские предприятия могут похвастаться организованным промтуризмом. В числе прочих, для посетителей свои двери охотно открывает петербургская «Балтика», которая радует туристов стеклянным проходящим под самым потолком коридором - это позволяет не препятствовать производственному процессу. Финиш экскурсии в сопровождении гида приходится на огромный склад готовой продукции, превышающий по своей площади футбольное поле.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта